Миф о правильной победе в Формуле 1

Добавить комментарий

Пилот Red Bull Racing Марк Уэббер является хорошим этому примером. Хотя в чемпионской команде и настаивают на необходимости конфигурации составов шин, чтоб воплотить весь потенциал собственной машины, искренность австралийца колебаний не вызывает. Но давайте внимательнее вслушаемся в его слова. Ведь Уэббер намекает, что тут еще больше аспектов, чем неким может показаться.

Попробуем проанализировать все девять побед австралийца в Гран При. Сначала, на пути к верхушке подия Марк произвел в общей трудности только один весомый обгон – на заключительных кругах прошлогодней гонки в Сильверстоуне он обогнал Фернандо Алонсо, ну и то при помощи системы DRS. А еще до пришествия Pirelli в чемпионат на счету Уэббера не было ни 1-го ‘победного’ обгона.

В этом нет ничего отвратительного. Чуть ли кто-то станет спорить, что победы австралийца заслужены и заработаны упрямым трудом. Но на пути к собственной первому триумфу, который он добыл в Нюрбургринге при старте с восьмой позиции, Марк обогнал всех собственных конкурентов только благодаря грамотной стратегии, в необходимое время совершив пит-стопы. Он следовал испытанной схеме: чтоб обогнать конкурента, вам необходимо впору нырнуть в боксы. На данный момент приходится фокусироваться на бережном воззвании с резиной, а в то время верный путь к победе был конкретно таким.

Непременно, Уэббер одержал блестящую победу, но стратегия точно сыграла в его достижении важную роль. Если углубиться в историю, то в относительно недавнешнем прошедшем можно отыскать моменты, когда пилотам удавалось обгонять, когда все гласило о невозможности подобного маневра. Вспомните исследование, согласно которому гонщику, чтоб совершить незапятнанный обгон, необходимо иметь преимущество над конкурентом минимум в две секунды на круге.

По сути, Уэббер все хорошо просчитал. Он вправду опередил собственных конкурентов в Германии, просто сделал это не на трассе. Нечто схожее нередко можно было следить во времена дозаправок.

«Гонки не бывают безупречными, — признал австралиец в Монако. – Я гласил с кем-то о 2010-м… Да, тогда шины не вносили таковой интриги, но я бы не именовал тот чемпионат кислым. Не удивлюсь, если многим те действия напомнили сезон 1986 года [когда Ален Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике разыграли титул в последней гонке], разве не так?

Спросите хоть какого гонщика о эре ‘шинных’ войн либо дозаправок – вы услышите, что все это было интересно, но обгонять было все равно тяжело — так что стратегия тогда и игралась большую роль».

Уэббер прав, сезон 2010 года был интересным в плане борьбы за чемпионство, но лицезрели ли мы захватывающие гонки? Ярые фанаты Огромных Призов ответили бы на этот вопрос утвердительно, но, как ни удивительно, на разум приходит только Гран При Канады, который всегда числился одним из самых наилучших шагов в сезоне, хотя после отказа от дозаправок гонки все таки проходили по более прогнозируемому сценарию.

Многие глумятся над тем, каким образом Росберг добыл победу в Монако. Стартовав с поула, пилот Мерседес преднамеренно ехал не в полную силу. И хотя некие подразумевают, что таким макаром германец сберегал ресурс собственных шин – это совсем не так. По сути, тут другая причина, не имеющая ничего общего с перегревом резины.

В Мерседес не могли позволить для себя пойти на риск, потому специально сбавили скорость, чтоб конкуренты не получили свободного места и не пользовались своим преимуществом, поддерживая высочайший темп на одном комплекте резины по ходу длинноватого отрезка. Это было тактическое решение, на которое команда из Брэкли заслужила полное право, искрометно выступив в квалификации. Очевидно, если б не уникальные особенности трассы в Монако, такая стратегия на большинстве других автодромов стала бы самоубийством, беря во внимание, что мы живем в эру DRS.

А если в Red Bull Racing желают воспрепятствовать схожим действиям Мерседес, то команде для начала стоит выстроить быстрейшую машину, захватить 1-ый ряд стартового поля и потом вести гонку так, как они сами сочтут необходимым.

Но, невзирая на публичное мировоззрение, победа Росберга не очень отличается от прошлогоднего фуррора Уэббера. Более того, триумф немца даже походит на известную победу Тьерри Бутсена, которую в сезоне 1990 года бельгиец одержал в составе Williams на Хунгароринге, проехав всю дистанцию без остановок [и сдержав за рулем не самой резвой машины быстрый McLaren Айртона Сенны].

«Все это припоминает игру в теннис, — произнес Марк, два раза в собственной карьере побеждавший в Монако с поула. – На подаче вы в состоянии фактически стопроцентно держать под контролем ситуацию. В прошедшем году мы использовали стратегию с одним пит-стопом, запланировали момент заезда в боксы и верно выполнили этот план, после этого просто контролировали состояние резины прямо до самого финиша. В протяжении фактически всей дистанции сберегал шины и не штурмовал на пределе – и все равно одержал победу».

Перейдем к известной победе Уэббера в Венгрии, которую австралиец захватил в 2010-м. Ему удалась хорошая гонка, но фуррор почти во всем оказался обоснован преимуществом, которое Марк получил, заехав в боксы после выезда машины безопасности. Это было тактическим решением, которое позволило ему подняться с третьей позиции на первую.

Все же, многие как и раньше задаются вопросом, что все-таки это все-же такое – ‘верная’ победа? Себастьяна Феттеля нередко критикуют за то, что германец никогда не выигрывал при старте ниже третьей позиции. Но схожее не удавалось и Хуану-Мануэлю Фанхио. Льюис Хэмилтон одержал всего две таких победы, а Михаэль Шумахер – семь, но при всем этом принципиально держать в голове, что семикратный фаворит мира выиграл за карьеру аж 91 Гран При.

Если гласить о Уэббере, всего его победы добыты с первого ряда стартового поля. Но было бы несправедливо критиковать пилота за это – австралиец ведь не повинет, что квалифицировался на настолько больших позициях. В этих гонках он сделал все правильно, как и Росберг в Монте-Карло либо Кими Райкконен в Австралии – пилот Lotus при старте с седьмой позиции выиграл благодаря тому, что сделал на один пит-стоп меньше собственных конкурентов. Уэббер негативно отреагировал на фуррор финна, заявив, что ‘Кими просто вел свою гонку, не обращая внимания на конкурентов – а потом вдруг первым увидел клетчатый флаг’.

Нечто схожее можно сказать и о победе самого Марка на Нюрбургринге в 2009-м, даже если на пути к триумфу австралийцу пришлось пилотировать намного поближе к лимиту собственных способностей.

По сути не существует ‘правильной’ либо ‘неверной’ победы (если мы, естественно, не рассматриваем Гран При Сингапура-2008). Непременно, если гонщик выигрывает, стартовав с низкой позиции и обогнав последнего конкурента на заключительном круге – это очень здорово. Триумфы Кими Райкконена на Сузуке в 2005-м и Дженсона Баттона в Канаде в 2011-м являются очевидным этому подтверждением, но такое случается нечасто, так как просит особых вариантов развития событий.

Можно гласить о том, что изменение сегодняшних составов резины открыло бы перед всеми участниками чемпионата более широкий диапазон способностей. Было бы любопытно поглядеть, как сложились бы гонки, если б правила позволяли гонщикам проезжать всю дистанцию без остановок — как это в свое время сделал Бутсен.

Но на данный момент это нереально: частично из-за количества доступных комплектов, но также в силу регламента, согласно которому пилоты должны стартовать на тех же шинах, на каких выступали и в квалификации. Такие правила являются отголоском предшествующей эры, когда для роста зрелищности использовались любые методы.

Команды сами навязали для себя вариант с 4-мя фиксированными составами резины, которые можно использовать в течение сезона – так что почти во всем по их вине сегоднящая Ф1 смотрится схожим образом. У Pirelli всегда было в достатке новых и увлекательных мыслях — но на данный момент компанию загнали в угол.

Непременно, в этом вопросе можно достигнуть большего. Но Формула 1 не будет развиваться в правильном направлении, если мы продолжим каждый раз пробовать одномоментно что-то поменять, в очередной раз услышав одни и те же слова критики.

Ситуация станет лучше, если люди начнут выделять положительные моменты из победы каждого гонщика, а не будут стараться принизить их заслуги. Критика должна быть заслуженной, вот что принципиально. Мог ли кто-либо повторить то, что сделал Росберг в Монако? Нет. В конце концов, Хэмилтон, будучи фаворитом мира, тоже не сумел ничего противопоставить собственному напарнику…

Это может звучать как тавтология, но более ‘верный’ метод выиграть гонку – это просто приехать первым. Этот способ работает независимо от того, какие правила действуют в реальный момент.

Победа всегда была главной составляющей гонок Гран При – и остается ей до того времени, пока будет существовать сам автоспорт.

Даже самые ограниченные фанаты Огромных Призов должны согласиться с этим.

Автоспорт Август 2nd 2014

Комментирование закрыто.