Гран При Испании: Обзор гонки от Марка Хьюза

Добавить комментарий

Все другое сделал Алонсо, который искрометно прорвался вперед с третьего ряда стартовой решетки, а потом сумел очень воплотить потенциал машины. Как после финиша стих рев моторов, стало слышно, как все зрители на трибунах нараспев выкрикивают его имя.

Трасса Каталунья – одна из самых требовательных к шинам в календаре чемпионата. Логично, что в целом расстановка сил оказалась тут таковой же, как и не прошлом шаге в Бахрейне, где нагрузка на резину тоже очень велика, хоть и по несколько другим причинам. Например, и там, и там фавориты протоколов по итогам субботы и воскресенья очень очень различались, а Мерседес вновь пришлось пережить разочарование от падения с высот преобладания в квалификации до среднего выступления в самой гонке.

Lotus вновь смотрелась лучше в гонке, чем в квалификации: в воскресенье машина из Энстоуна была 2-ой по силе, что обосновал Кими Райкконен, завоевав 2-ое место на подие и опередив Фелипе Массу из Феррари.

А вот Red Bull Racing и Феррари в сопоставлении с Бахрейном как будто поменялись местами. Фавориты чемпионата запланировали для собственных пилотов по три пит-стопа, и в конечном итоге их стратегия стопроцентно провалилась, потому что по ходу гонки команде пришлось перебегать на схему с 4-мя остановками – а означает, все визиты в боксы состоялись не впору. «Это не изменило окончательный итог, – произнес позднее глава RBR Кристиан Хорнер, – у нас в любом случае очень стремительно изнашивалась передняя левая шина».

Как и в Китае, пилоты спрашивали по радио у собственных инженеров на командном мостике, биться ли им с догоняющими конкурентами, либо же у тех другая стратегия. Феттелю довелось услышать сюрреалистичный по собственной противоречивости ответ, когда его нагнал Райкконен – ‘да, ты ведешь борьбу с Lotus, но должен его пропустить’. Смысл состоял в том, что германцу необходимо поддерживать темп куда ниже на теоретическом уровне вероятного, чтоб держать под контролем температуру шин, чтобы они в мгновение ока не утратили рабочих черт.

Следить и держать под контролем – вот что необходимо было делать в этой гонке. И делать более пристально, чем на прошлых шагах. Никогда ранее не была так принципиальна информация, поступающая с датчиков температуры шин. Затяжной 3-ий и девятый повороты, где скорость очень высока, беспощадно перегружали фронтальное левое колесо – так что, выжимая тут максимум, пилоты здесь же сталкивались с гранулированием резины и её резвым приходом в негодность, что существенно уменьшало протяженность запланированного отрезка.

Машина Red Bull, которая на генном уровне спроектирована так, чтоб обеспечить наивысшую прижимающую силу в фронтальной части, «съедала» переднюю левую шину на порядок резвее, чем Феррари и Lotus; повороты Каталуньи оказались просто очень резвыми и длинноватыми для RB9. Пилоты старались выбирать темп, который позволял бы контролировать гранулирование фронтальной резины, но традиционной чертой автодрома в Барселоне является как перераспределение нагрузки на заднюю часть машины по мере того, как по ходу отрезка сцепление усугубляется – что тотчас приводит к перегреву шин. Как наступает этот переходный момент, температура задней резины начинает расти, и нет уже никаких шансов охладить её.

С этой головоломкой сначала отлично совладал Нико Росберг. На старте ему удалось сохранить лидерство в первом повороте за счет хитрецкого маневра и поболее ранешнего, чем ожидалось, торможения, из-за чего его напарнику Льюису Хэмилтону пришлось тормозить с блокировкой всех колес, из-за чего англичанину здесь же пришлось перейти в режим экономии ресурса шин. Феттель промчался мимо пилота Мерседес и вошел в 1-ый поворот прямо за фаворитом.

Из-за оборонительной стратегии Росберга Феттель, Хэмилтон и Райкконен оказались впритирку вереницей и очевидно теряли время, что было на руку Алонсо. Пилот Феррари как обычно отлично стартовал, но Кими принудил испанца сместиться наружу, и двукратный фаворит так и не сумел воплотить к первому повороту собственный план прорыва.

Но потом, когда Хэмилтон и Райкконен увлеклись борьбой в 3-ем повороте, Фернандо не упустил момент и сумел обойти обоих по наружной линии движения, борьба с Льюисом была плотной, практически до контакта колесами, Алонсо использовал KERS – и трибуны взревели от экстаза.

Это был главный момент для испанца. Потом он было попробовал перехитрить и Феттеля, когда германец сам пробовал опередить Росберга – но гонка еще не окончила даже 1-ый круг, и никто не собирался ввязываться в суровую борьбу так рано. Все понимали, что машины заправлены под завязку, а резина гиперчувствительна к нагрузкам.

В это время умеренная скорость Росберга была связана даже не с начавшимися неуввязками с резиной – быстрее, с их предчувствием и попыткой оттянуть неминуемый момент.

Но все таки это было очень, потому что Нико ехал на 11 секунд на круге медлительнее собственного же времени поул-позиции, и только половину этой различия можно списать на полную заправку топливом. Пилотируя на 5,5 секунд медлительнее собственных способностей, чтоб попробовать сберечь шины и выдержать на трассе столько, сколько нужно для удачной реализации стратегии 3-х пит-стопов, Росберг собрал за собой весь пелетон. Но, казалось, никто особо не стремиться его подгонять, все были заняты делом – наблюдали за состоянием собственных шин.

Сначала второго круга Масса в первом повороте нырнул вовнутрь и обошел Серхио Переса в борьбе за шестое место, после этого стремительно уперся в Райкконена. Для бразильца это также был принципиальный момент, потому что он не желал застрять за McLaren мексиканца, когда другие начнут демонстрировать свою реальную скорость.

А какова же была эта настоящая скорость? Феррари были резвее всех, но у Lotus лучше выходило сберегать ресурс резины – по очень мере, в самой команде утверждали это после тренировочных сессий.

Представитель команды Алан Пермейн заявил: «Мы с самого начала планировали три пит-стопа. Потенциально четыре заезда в боксы давали на дистанции всей гонки преимущество в четыре секунды, но при всем этом варианте куда вышее риск попасть в трафик. В любом случае, какую бы из тактических схем мы не избрали, у нас не было таковой скорости, как у Ferrari».

Расход резины на машинах Lotus также не оставлял 2-ух воззрений по поводу того, что для их более желаемым будет внедрение мягенький комплектов, а жесткую резину они оставят на последний отрезок. Другие команды сочли, что состав Medium будут разрушаться резвее, потому предпочтение отдавалось резине Hard. Например, Алонсо и Феттель преодолели 70% дистанции конкретно на жестком комплекте.

В Мерседес был так убеждены в том, что их ждет, что израсходовали в квалификации все мягенькие шины, чтоб бросить на гонку три новых комплекта жесткой резины. Вобщем, Soft навряд ли обеспечивал суровую надбавку в скорости – по последней мере, это никак не сказалось на возможности Lotus очень длительно использовать мягенький состав.

На этом отрезке позиции всех пилотов были заморожены низким темпом, задаваемым Росбергом, поэтому преимущество Феррари и Lotus еще было не настолько естественным.

Пессимизм Мерседес имел под собой почву, хотя Росберг еще пробовал сохранить неплохую мину при нехороший игре. Что касается Льюиса, то он, заблокировав колеса в первом повороте, здесь же «оквадратил» их, и его смогли обойти к тому же Райкконен с Массой. В субботу утром Росбергу каким-то образом удалось благопристойно откатать длиннющий отрезок, из-за чего в Red Bull Racing, также и в других командах, было поразмыслили, что парням Росса Браунам получится избежать повторения бахрейнской истории с очень резвым износом. В гонке же Нико продолжал медлительно наматывать круги и поддерживать жизнестойкое состояние шин.

В Lotus и Феррари знали, что могли бы ехать резвее и при всем этом не подвергая резину суровому риску – но для этого был нужен оперативный простор. А вот Red Bull Racing не имели ничего против того, чтоб Феттель ехал в кильватере за Росбергом, потому что в тренировках было видно, что на длинноватых отрезках дела у Себа идут не прекрасно.

Из-за появившихся заморочек Хэмилтон начал отставать от фаворитной тройки, потому поначалу Райкконен (на седьмом круге), а позже и Масса (на восьмом круге, перед своим первым посещением боксов) отважились опередить его за счет позднего торможения в зоне использования DRS на задней прямой перед 10 поворотом. Проблемы у Льюиса еще только начинались.

Марк Уэббер отвратно стартовал и окончил 1-ый круг только на 11-й позиции. Чтоб высвободить его из трафика, команда решила провести ранешний пит-стоп на седьмом круге. В этот момент тактическая схема Марка уже была изменена на четыре остановки. Для Феттеля все еще планировалось три посещения боксов. В это время Грожан, занимавший девятое место, был обязан сойти из-за поломки подвески правого заднего колеса, которая, по словам Lotus, была связана с недостатком приводного вала.

Из тройки фаворитов первым в боксы на девятом круге отправился Алонсо, которому предстояло совершить в гонке четыре пит-стопа. За ним также последовал Хэмилтон, он жаждал наконец избавиться от «оквадраченного» комплекта резины. Но из-за неисправности тумблера зеленоватый свет, который говорит пилоту, что он может покинуть боксы и ворачиваться в бой, так и не зажегся, и Льюис растерял уйму времени, пока ему не растолковали более обычным способом, что он может ехать.

Ранешний пит-стоп Алонсо принудил Мерседес и Red Bull Racing также зазвать в боксы Росберга и Феттеля – они еще не додумались, что Феррари планируют останавливаться четыре раза. Из-за этого преимущество итальянской команды только подросло, потому что длительность отрезков, которые должны были пройти их конкуренты в предстоящем на одном комплекте, росла. К тому же Фернандо сумел обойти Феттеля – после пит-стопов он оказался прямо на хвосте у Росберга и конкретно перед носом Себастьяна.

Райкконен отправился в боксы на десятом круге. Потому что большая часть гонщиков из середины пелетона также решили провести пит-стопы в этот момент, а отрывы были маленькими из-за темпа Росберга, в фавориты временно вышел еще не останавливавшийся Эстебан Гутьеррес на Sauber.

1-ый отрезок завершился, Росберг самую малость выигрывал у Алонсо – и в первый раз со старта Нико начал чувствовать суровый прессинг. Феттель малость подотстал от этой пары, потому что получил серьезный наказ сберегать свежайший набор жесткой резины, который он только-только получил.

Алонсо же ни к чему была излишняя осторожность: Себ лицезрел как остро испанец штурмует в 3-ем повороте. Ранешний пит-стоп Массы позволил бразильцу обогнать Райкконена, а Уэббер по той же причине оказался на седьмой позиции впереди Пола ди Ресты из Force India и Серхио Переса. Хэмилтон же после затянувшегося пит-стопа оказался на десятом месте.

Сейчас вопрос смены фаворита определялся только временем. Росберг попробовал обороняться от атак Феррари, из-за чего здесь же спровоцировал фатальный перегрев задних шин (который, как мы знаем, являлся необратимым), что позволило Алонсо выйти вперед. Ехать медлительно, чтоб сохранять резину, и сразу защищать позицию оказалось для Нико непосильной задачей.

Задние шины на его машине начали беспощадно пузыриться, из-за чего резко свалилось сцепление в неспешной секции в конце 13-го круга, а поэтому машина Росбера стала легкой добычей на следующей прямой. Алонсо использовал и KERS, и DRS – и просто опередил Мерседес, даже не дожидаясь торможения перед первым поворотом – он даже не в особенности нуждался в дополнительной помощи слип-стрима.

Экстаз болельщиков Алонсо было слышно, даже невзирая на рев моторов. Феттель и Масса также подобрались к Росбергу в 5-ом повороте, задние колеса Мерседес вновь беспомощно пробуксовали, когда Нико попробовал дать газу, из-за чего резина пострадала еще посильнее. Владелец поула на очах преобразовывался в статиста.

Райкконен – который, в отличие от всех других в этой группе на пит-стопе получил новый набор более мягенькой резины – сейчас тоже обязательно был должен проходить замедляющийся Мерседес. Он сумел это сделать через пару кругов, обогнав Нико с помощью DRS в первом повороте. Кими скоро вновь догнал Феттеля и Массу, а Алонсо все это время уверенно увеличивал отрыв по полсекунды на круге. Действующий же фаворит продолжал ехать в очень умеренном темпе, пытаясь контролировать гранулирование левой фронтальной шины его RB9.

Темп Массы и Райкконена свалился из-за скорости Феттеля, что снова же было на руку Алонсо. На этом отрезке его среднее время на круге составляло 1.28,8, что еще резвее всех других. Если учитывать количество горючего в баке его Феррари в данный момент и спроецировать квалификационную скорость с этой попровкой, выходит, что испанец тогда мог проходить круг за 1.25,3. Другими словами – вникните – фаворит имел возможность ехать на 3,5 секунды резвее, если б ему не надо было сберегать шины!

Позднее испанец отметил: «Если пилотировать на все 100%, резину можно просто уничтожить, так что я ехал приблизительно на 90%, что более либо наименее обычно для этого сезона».

Единственным его реальным конкурентом к тому моменту был Райкконен, но финн продолжал терять время, застряв за впереди идущими машинами. На 24-м круге Масса отправился на 2-ой пит-стоп, и Кими оказался впритирку за Феттелем. С учетом состояния резины на машине Себа, гонщик Lotus мог просто провести обгон – фаворита сезона выручило только то, что он уже получил от команды распоряжение ехать в боксы за свежайшим комплектом Hard.

В Red Bull Racing пока возлагали надежды, что Феттель сумеет пройти дистанцию с 3-мя остановками. До финиша оставалось 42 круга, а означает, на каждом из 2-ух оставшихся комплектов германцу предстояло преодолеть в среднем 21 круг. В действительности же Себу удались только отрезки в 10 и 14 кругов соответственно, из-за чего он все таки обязан был останавливаться в 4-ый раз.

На 33-м круге Кими сумел опередить на трассе Red Bull конкурента – жесткая резина на машине Феттеля была совсем изношена, а более мягенький набор на Lotus все еще был в превосходном состоянии. Гоночный инженер Себа порекомендовал собственному подопечному не сопротивляться. Сейчас впереди Райкконена оставались только две Феррари, притом, что отрыв Массы был невелик, и ему предстояло посетить боксы на один раз больше, чем финну.

Вопрос был исключительно в том, сумеет ли Кими грозить лидерству Алонсо после того, как тот совершит собственный последний пит-стоп? Если гласить кратко – не сумел. Оба представителя Феррари провели предпоследний пит-стоп на 36-м круге – отрыв меж пилотами позволил им сделать это, не утратив времени. Фернандо возвратился на трассу сразу за машиной Райкконена и через три круга сумел достаточно просто пройти его – у испанца была свежайшая резина, а у Кими к тому времени она прошла уже 13 кругов. Этот обгон стал последним подтверждением того, что гонка стопроцентно под контролем у Алонсо.

Фернандо продолжал уверенно увеличивать отрыв, в то время как Райкконену необходимо было выдержать на имеющемся комплекте до 45-го круга. После заезда в боксы Кими отставал от фаворита на 45 секунд – тому же для 4-ого и последнего пит-стопа было бы довольно и 18.

Меж финишным визитом в боксы самого Кими и 4-ыми остановками Массы и Феттеля пилот Lotus сумел уменьшить отставание от бразильца c 8 до 3 секунд и нарастить отрыв от немца с 7 до 10 секунд.

Алонсо сделал последний пит-стоп на 48-м круге и возвратился на трассу, опережая Райкконена на 8 секунд. Останавливаться пришлось на два круга ранее запланированного, потому что датчик показал неспешный прокол задней шины.

«Случись это с прошлогодней резиной, она здесь же спустила бы, – произнес глава гоночных программ Pirelli Пол Хембри, – но в шинах для этого сезона мы используем особенный металлической ремень, потому в случае прокола они просто начинают медлительно спускаться.

Недочет этой конструкции в том, что если длительно оставаться на трассе с покоробленной резиной, она начинает очень стремительно отслаиваться, что смотрится очень эффектно».
Конкретно это и вышло с шиной на Toro Rosso Жана-Эрика Верня после совсем ненадобного столкновения в боксах с Sauber Нико Хюлькенберга.

Тем временем Масса и Феттель провели четвертые пит-стопы на три круга позднее Алонсо. Фелипе возвратился на трассу третьим, отставая от Райкконена на 16 секунд, а Феттель – четвертым, еще в 14 секундах за бразильцем. Масса попробовал воплотить преимущество новейшей резины, но уже через несколько кругов температура задних шин начала подниматься, и он был обязан отрешиться от погони за Кими.

Сейчас пилоты заняли места в согласовании с гоночными способностями их автомобилей, и отрывы начали расти.

На пятой позиции прямо за Феттелем держался 2-ой Red Bull Уэббера. Росберг был шестым – ему приходилось практически останавливаться в 3-ем повороте, чтоб до конца не уничтожить резину. На последних германец был обязан защищаться от атак Пола ди Ресты из Force India, который использовал стратегию с 4-мя остановками.

Дженсон Баттон останавливался три раза, и на последних кругах был обязан защищать свое восьмое место от атак напарника Переса, у которого было на одну остановку больше. Потому что мексиканец был в роли догоняющего, его резина все таки «поплыла» первой. На последнем круге он предпринял отчаянную попытку обгона в зоне DRS на задней прямой, но перетормозил и не сумел обойти товарища по McLaren.

Всего в паре сотен метров за этой парой мчался по трассе любимчик местной публики – Алонсо удалось опередить на круг последнего пилота, финишировавшего в зачетной 10-ке, Даниэля Риккардо на Toro Rosso.

Эстебан Гутьеррес сделал последний пит-стоп всего за 11 кругов до финиша, и – потому что баки его машины были уже практически пустыми – на последнем отрезке его темп оказался самым высочайшим. В конечном итоге мексиканец финишировал 11-м, показав быстрейшее время на круге в гонке. Но это только еще раз подчеркивает, как пилотам фаворитных команд приходилось сдерживать себя, чтоб продолжать игру по правилам, которые диктует в этом году Pirelli.

Эта игра и правила совсем не по вкусу Хэмилтону. Стартовав с первого ряда, он финишировал 12-м. «У меня не было ни скорости, ни сцепления с трассой, – откомментировал финал гонки фаворит мира 2008 года. – И непринципиально, ехал я стремительно либо медлительно, никакой различия не было. Это самое странноватое чувство в моей жизни».

Автоспорт Август 3rd 2014

Комментирование закрыто.